название
Год семейной памяти: ЗАГС Астраханской области — о любви астраханцев, опалённой войной
14.12.2020 1 361 0 Zags1

Год семейной памяти: ЗАГС Астраханской области — о любви астраханцев, опалённой

Новости

В рамках Года семейной памяти региональный ЗАГС продолжает знакомить астраханцев с историями любви земляков — участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
История любой семьи, как дерево, уходит корнями в глубь веков. Но, обычно, мало кто знает своих предков, даже в третьем, четвертом поколении. Но каждый знает одно: он наследник той или иной фамилии, тех нравственных ценностей, что закладывали ещё его предки с незапамятных времён.
Истоки семьи Зайцевых берут свое начало на Брянщине и в Астраханской области.
Константин Викторович Зайцев, участник Великой Отечественной войны, в далёком 1950 году создал свою семью с Александрой Федоровной Чепиковой. Свадьбы у молодых не было. Организовали только небольшой вечер, на который пригласили семью брата невесты, мать и сестру жениха. На невесте был ее лучший наряд — белая блузка из парашютного шёлка и зелёная брезентовая юбка. На женихе — солдатская гимнастерка и галифе. На ногах у невесты – тапочки, у жениха — сапоги.
Они были знакомы ещё с довоенных времен, когда Саша, уроженка деревни Попсуевка Брянской области, приехала вместе с семьёй брата Марка на постоянное место жительство в рабочий посёлок Володарский Астраханской области. В семье было двое маленьких детей, а брат с женой работали и за детьми нужен был пригляд. Вот и попросил Марк у своих родителей отпустить с ним младшую сестру в качестве няньки. На Брянщине тогда было голодно. Колхозники за свой труд почти ничего не получали. А брат, отслужив в армии, собирался жить в посёлке, где был рыбокомбинат с постоянной заработной платой для своих работников. Так 13-летняя Саша оказалась в низовьях Волги.
Семья брата поселилась в землянке, наискосок от которой была землянка семьи Зайцевых. Константину шёл тогда 17-ый год, работал кочегаром на рыболовецком судне и дома бывал редко. С Сашей мельком встречались на улице, почти не обращая друг на друга внимания.
А вскоре началась Великая Отечественная война. Отца Константина забрали на фронт в начале августа 1941 года. Он не успел капитально отремонтировать землянку, а его жена Мария Константиновна ждала ребёнка. Уходя, он наказывал сыну: «Береги мать, ей скоро рожать, заботься о младшей сестрёнке. В ремонте ты многого не осилишь, но полы деревянные постели».
Последнее письмо от отца семья получила в мае 1942 года. Он писал, что жив, здоров, воюет в Крыму, надеется вернуться с победой домой. Не знала тогда семья, что отца уже полгода нет в живых. Он погиб 8 декабря 1941 года, защищая Севастополь.
Константин работал, добывал пропитание для матери и сестрёнок, заготавливал топливо на зиму. Надо было накосить чакан и камыш — именно ими тогда топили печи — связать их в пучки и доставить домой на себе.
Однажды, в феврале 1942 года на рыбокомбинате закончилось сырьё для производства рыбных сухарей. Зима тогда была суровой, на реке лёд был метровой толщины, всё завалило снегом. Рабочим, занятым на производстве, выдавали по талонам в столовой рыбокомбината уху из костей и голов рыбы, остававшихся после приготовления рыбных сухарей.
Руководство предприятия знало: на одном из подсобных производств, за несколько километров от посёлка, скопилось несколько центнеров щуки. Её надо было доставить на комбинат. Но как? Окрестности завалило снегом, сделав непроходимыми для саней, лошади вязли в снегу, а на реке толстый лёд. Выход был один – пробивать узкую полынью для баркаса в несколько километров длиной. Рыба была нужна предприятию и посёлку, как хлеб для блокадного Ленинграда.
В тот день на лёд вышло все мужское население посёлка, способное держать в руках пешню для пробивки льда. Среди них был и Константин. Старики и парнишки работали до изнеможения, но полынью пробили. Те, кто сделал это, получили премию в виде костей и голов щуки.
На фронт Константина забрали в конце августа 1942 года. Седьмого ноября 1942 года он принял присягу на верность родине. Охранял завод крекинга нефти в Саратове, который немцы прилетали бомбить почти каждую ночь. Шла Сталинградская битва, а завод выпускал авиационный бензин, и немцы это знали. Парень едва не погиб, оказавшись на пути огненного вала, во время очередной бомбёжки. Костя потерял сознание от угарного газа, но его спас пробегавший мимо майор.
Затем была служба на финской границе, бои за Выборг. Он видел Ленинград в первые дни после его освобождения: людей, похожих на привидения, горы трупов, пустынные улицы.
Великая Отечественная война для 20-летнего Константина закончилась в Чехословакии.
Потом была другая война. Он почти два года служил в одном из пограничных отрядов Закарпатской Украины.
Александре в годы войны тоже приходилось тяжко. В семье брата было уже трое детей. Во время путины она оставалась одна с ними. А зимой с утра уходила на реку с пешнёй и кругом для ловли рыбной молоди. Сильно мёрзли руки и ноги. Ей надо было пробить майну, наловить мальков, а потом вёдра, наполненные уловом, отнести домой. Дома мальков рубили тяпкой и делали что-то подобие котлет, которые шли и на обед, и на раздачу родственникам снохи, у которых было много детей и все они хотели есть.
Александра сильно уставала. Часто вспоминала родной дом, родителей. Плакала по ночам. Но связи с Брянщиной не было, она даже не знала о судьбе родителей, родная деревня была оккупирована фашистами.
Константин, демобилизовавшись, стал плавать механиком на ледоколе «Серго Орджоникидзе». Жил в городе у родного дяди. Александра вскоре после окончания войны уехала на родную Брянщину. Здесь узнала страшную весть — её брат Иван погиб, освобождая Польшу.
Девушка стала работать в колхозе, но по ночам ей снилась Волга, друзья, знакомые, и она поняла: надо возвращаться.
Так Саша снова оказалась в посёлке Володарский. Здесь её и приметил сосед Константин, предложив руку и сердце. Так и появилась новая семья Зайцевых. После рождения первенца — дочери Марии – молодые стали подумывать о собственном жилье. Строить дом решили в одном дворе с землянкой матери. Стройка шла трудно. Почти вся зарплата Константина уходила на покупку облигаций, которые продавались на предприятии в обязательном порядке. Люди не отказывались их покупать, так как знали, куда идут собранные деньги: на восстановление разрушенного войной народного хозяйства страны.
Остатки зарплаты шли на стройматериалы. Питались овощами, выращенными своими руками, рыбой, которую ловил глава семейства. Завели поросят, кур, уток, корову.
Уже в новом каркасно-камышитовом доме родились дочь Татьяна и сын Виктор, названный в честь деда, погибшего под Севастополем.
Когда дети в семье Зайцевых пошли в школу, то учились они хорошо и не доставляли проблем родителям. Потом пришло время, когда дочери и сын начали покидать родительский дом. Первой уехала в Астрахань дочь Мария. Она закончила с отличием культпросветучилище и Московский государственный институт культуры, заведовала библиотекой, работала редактором володарской районной газеты «Заря Каспия». Была избрана первым секретарём райкома ВЛКСМ. Вырастила дочь, а сейчас подрастает внучка.
Вторая дочь Зайцевых — Татьяна — после окончания восьмилетки поступила в педагогическое училище, получила профессию воспитателя. Всю свою жизнь проработала в детском саду «Красная Шапочка» в родном посёлке. Вместе с мужем они вырастили сына и дочь. Подрастают внучка и три внука. Все внуки хорошо учатся, а внучка сочетает отличную учебу с занятиями спортом. Она — кандидат в мастера спорта России по художественной гимнастике.
Сын Виктор закончил Астраханский медицинский институт, и сейчас работает врачом скорой помощи, хотя давно на заслуженном отдыхе. Вместе с женой они вырастили двух дочерей, которые также получили профессию врача. У него подрастают три внучки. Старшая из них – Елизавета – очень любит животных, занимается конным спортом и учится в казачьем классе. Семья живет в Тольятти, но каждое лето стараются приехать в Астраханскую область, на родину мамы и папы.
Супруги Зайцевы прожили в браке почти 58 лет.
В 2008 году ушла из жизни Александра Фёдоровна, а в 2017 –  Константин Викторович. В последний путь его провожали с воинскими почестями. На похороны пришло очень много земляков. Зайцев был своего рода символом посёлка. В суровые годы войны он ушёл защищать его с оружием в руках и более полувека проработал на рыбокомбинате им. Володарского.

 

 

Год семейной памяти: ЗАГС Астраханской области — о любви астраханцев, опалённой войной Год семейной памяти: ЗАГС Астраханской области —
В рамках Года семейной памяти региональный ЗАГС продолжает знакомить астраханцев с историями любви земляков — участников Великой Отечественной войны
Анализ репродуктивных намерений населения провела служба ЗАГС Анализ репродуктивных намерений населения провела
Служба ЗАГС Астраханской области совместно с Астраханским государственным университетом провела социологический опрос населения. В этот раз
Год семейной памяти: ЗАГС Астраханской области — о любви астраханцев, опалённой войной Год семейной памяти: ЗАГС Астраханской области —
История любви семьи Чвырёвых длилась почти 40 счастливых лет. Иван Сергеевич и Антонина Петровна жили в селе Старо-Кучергановка Наримановского района
Сотрудники органов ЗАГС отметили 100 лет со дня образования ведомства Сотрудники органов ЗАГС отметили 100 лет со дня
В большом зале резиденции губернатора Астраханской области 15 декабря состоялось торжественное мероприятие «100 лет на службе России», посвященное
Супруги Прохоренко Супруги Прохоренко
Познакомился я со своей будущей женой Ниной, будучи курсантом 2-го курса ЭВЗРКУ ПВО (Энгельского Высшего Зенитного Ракетного Командного Училища
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив